Штурманское дело для начинающих 2

Штурманское дело для начинающих. Часть вторая Елена Маришкина

Итак, продолжим запугивание и террор ;)

ЧТО считать, ЗАЧЕМ считать, КАК считать, штурману и, главное, КАК по этим расчетам двигаться экипажу при различном "материально-техническом оснащении".

Вы хотите "только попробовать", еще не совсем уверены нужно ли вам это все и не хотите вкладывать средства семейного бюджета в различные "спортивные" и "околоспортивные" приборы, элементы конструкции автомобиля и предметы, составляющие набор фетишей уважающего себя раллиста 3-ей категории ;)))))))).

Итак, рассмотрим минимальную конфигурацию. Она же — самая сложная для осуществления вычислений.

Это означает, что из приборов у вас ШТАТНЫЙ ОДОМЕТР; ЭЛЕКТРОНЫЫЕ ЧАСЫ, показывающие "часы, минуты, секунды", которые сделаны в подпольных мастерских Гонконга и куплены в ближайшем ларьке "Пиво-Соки" за 20 руб., СЕКУНДОМЕР и НЕПРОГРАММИРУЕМЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР, одолженный у милой бухгалтерши на работе. (Как уже говорилось, это самый тяжелый вариант, но, надо заметить, что когда-то он был единственно возможным).

Научившись ездить с ЭТИМ набором вычислительно-измерительной техники, вы сможете со слезой благодарности оценить пользу, принесенную человечеству развитием и продвижением научно-технического прогресса в массы ;)))) и, главное, поймете что к чему на всю оставшуюся жизнь ;))). Настраивайтесь на одновременное решение многозначных задач.

Пролог:

Вы изучили Регламент, отважно посетили страшное место Административной Проверки, уплатили стартовый взнос, получили стартовый номер, увидели себя в стартовой ведомости и ведомости явки на ТИ. В числе прочих нужных и рекламных бумаг вам выдали (или вы перерисовали с "образца") первую в вашей жизни СХЕМУ с загадочным названием "ТАРИРОВОЧНЫЙ УЧАСТОК".

Что это и зачем надо? У составителя маршрутных документов (Дорожной книги и Маршрутного листа) одна машина (а значит и диаметр колес и точность приборов для измерения расстояния), а у вас — вовсе даже и другая ;). И поэтому там, где приборы составителя показывают 1,26 км, у вас может быть ЧТО УГОДНО ДРУГОЕ. Как с этим бороться:

ОТТАРИРОВАТЬ ОДОМЕТР. Что это значит? Это значит последовательность следующих действий:

Действие 1 — Приезжаете в первую точку тарировочного участка и ОБНУЛЯЕТЕ ПРИБОР ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ. (т.е. одометр)

Действие 2 — Приезжаете во вторую точку тарировочного участка и ЗАПИСЫВАЕТЕ РАССТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЕТ ВАШ ПРИБОР ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ.

Действие 3, 4, 5…N — Приезжаете в следующую по порядку точку и повторяете Действие 2 до тех пор, пока не доедете до конца тарировочного участка. В последней позиции записываете расстояние, которое показывает ваш прибор.

Теперь — вычисляем ТАРИРОВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ, потому, что показания ваших приборов наверняка расходятся с расстояниями тарировочного участка, которые задали составители маршрутных документов.

Теперь для каждой позиции проверяем, совпадает ли показания ДК (тарировочной), умноженные на коэффициент с тем, что показывал наш прибор. Если точность совпадения составляет 50 — 100 метров с тем, что указано составителем, значит можно округлить цифру до 3 знаков после запятой и запомнить эту цифру до конца соревнования.

Пример: Составителем задано, что расстояние тарировочного участка (Sт) от точки А до точки N составляет 15,85 км. Ваш одометр показывает, что это расстояние, которое вы честно проехали на своей машине (Sвм) равно 18,2 км. Вычисляем тарировочный коэффициент К:

Sвм / Sт = К

Для описанного случая он составит 18,2 / 15,85 = 1,1482649….

Округляем до 1,148 и пользуемся этим коэффициентом при расчетах.

ТЕПЕРЬ — От пролога к ГЛАВНЫМ ЗАДАЧАМ:

1. ЧТО считать, КОГДА, ЗАЧЕМ, КАК и какие действия предпринимать после проведения расчетов:

ПЕРЕД СТАРТОМ

1.а. Если вы получили Дорожную Книгу ДО старта — ВАМ СКАЗОЧНО ПОВЕЗЛО, организаторы — не звери, а люди (или неявные садисты ;) или они просто не подумали, или это все неспроста и надо ждать подвоха уже в ближайшее время). Потому, что это означает, что вы можете сразу сделать два расчета:

1.а.1 ПЕРЕСЧИТАТЬ РАССТОЯНИЯ Дорожной Книги с учетом тарировочного коэффициента. Что это означает на практике? А то, что вы тупо берете каждую цифирь в крайней левой колонке (расстояние от КВ (n) до следующей позиции) и умножаете на тарировочный коэффициент "К". И вписываете полученное значение в эту же колонку. ЭТО ТО, ЧТО БУДЕТ ПОКАЗЫВАТЬ ВАШ ПРИБОР, когда вы подъедете к этой позиции. Если этого не сделать, вы уедете не туда уже через несколько километров и будете тщетно искать в "той самой " точке левый поворот, стоя на прямой улице, огороженной глухими бетонными заборами с двух сторон. ;))))

Если успеете, то после расчетов идеального времени движения (см. ниже) сделайте то же самое (т.е. введите поправку в размере тарировочного коэффициента) для т.н. ДЕЛЬТЫ — расстояния между двумя соседними позициями (вторая колонка слева в Дорожной книге). Это весьма поможет при "блуждании" на трассе, потому что, уехав "не туда", поняв это и вернувшись к последней, правильно проеханной позиции, вы уже не можете восстановить точно показания одометра. Единственный способ продолжать движение — "ехать по дельте" до следующего судейского пункта КВ. Т.е. приехав в последнюю верно пройденную точку, ОБНУЛИТЬ одометр, и дальнейшие расстояния от позиции до позиции брать уже из 2-ой колонки слева, а не из первой, обнуляя, для простоты, одометр в каждой последующей позиции. Если в результате вы правильно доехали до КВ, дальше можно ехать уже по расстояниям из первой левой колонки — до тех пор пока опять не заблудитесь ;).

1.а.2. РАССЧИТАТЬ ГРАФИК движения от КВ (n) до КВ (n+1). Норма времени задана в Маршрутном Листе. Но, чтобы потом знать — успеваете вы или нет в каждый момент времени, при движении по заданному маршруту, надо проделать несколько полезных операций. Итак, берем ручку зеленого цвета и считаем ДЛЯ КАЖДОЙ ПОЗИЦИИ (расстояние берем из первой левой колонки ДК, где оно задано составителями, скорость — из "шапки", где она задана как СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ):

t (требуемое) = S(дорожной книги) /V (средняя)

Но это вовсе не означает, что сейчас-то вы и получите время в чистом виде ;))))))). Разделив, к примеру, S(дк) = 6,52 на V(средняя)= 70,2 вы получите… Правильно t (требуемое) = 0,09287749….. часов. Это показание надо перевести в часы, минуты и секунды. Делается это путем нажатия кнопки HMS на калькуляторах с функцией времени, или кнопки перевода в "градусы, минуты, секунды" на инженерных калькуляторах. Тем же, кому не повезло, и кто таких кнопок на калькуляторе не завел, предстоит проделать еще 2-3 увлекательные операции:

Целая часть t(требуемое) — это часы. Записываете цифру (в нашем примере это "0"), вычитаете, оставляя дробную часть t(дробное 1).

Оставшуюся дробную часть t (дробное 1) умножаете на 60. Получаете минуты t(мин) =5,5726…. Записываете рядом с уже имеющимся временем в часах (у нас это "0" ) целую часть (у нас это "5"), оставляя дробную часть t(дробное 2).

t(дробное 2)еще раз умножаете на 60. Получаете секунды 0,5726 * 60 = 34, 35… Целая часть — секунды.

Получится ТРЕБУЕМОЕ (расчетное) ВРЕМЯ прибытия в позицию, расположенную на расстоянии 6,52 км от предыдущего КВ (n) при движении с заданной средней скоростью на перегоне от КВ(n) до КВ(n+1) равной 70,2 км/ч.

Для разбираемого примера t(требуемое) в конечном виде будет выглядеть так: 0 часов 5 минут 34 секунды. Для движения от КВ(n) до КВ(n+1) секунды можно отбрасывать и учитывать только часы и минуты.

Теперь вы знаете, в какое время вам следует быть в той или иной позиции при движении от КВ до КВ. А, значит, двигаясь по трассе, вы можете контролировать скорость передвижения и включать голосовой привод управления автомобилем ;)) (сообщать пилоту, что надо делать — выбирать опоздание или уменьшать опережение).

УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧИ (N1)

Организаторы — люди органиченные ;). Правилами Дорожного Движения. Это налагает ограничение и на участников. Контроль выполнения таких ограничений осуществляется по-разному. Можно посадить в кусты сотрудника ГИБДД, вооруженного радаром. Но это дорогостоящий способ контроля, косвенным образом способствующий двусторонним злоупотреблениям ;))). Поэтому организаторы вводят на отрезке пути от КВ до КВ пункты ВКВ. Загадочная аббревиатура расшифровывается как Внезапный Контроль Времени. Задача такого судейского пункта — отлов "низколетящих истребителей". На этот судейский пункт можно опаздывать, но сильно опережать нельзя. Права человека все-таки не окончательно попираются в ралли 3К ;) и вам дается возможность, проехать чуть быстрее, с тем, чтобы использовать разницу, вызванную опережением для различных столь естественных надобностей ;). Вся хитрость в том насколько быстрее вы можете ехать. Принцип льготы ВКВ в том, что при движении по маршруту соревнования в неких точках пространства, в которые вы прибываете через каждые 10 минут движения в расчетном режиме (см. расчет графика движения от КВ(n) до КВ (n+1) ) вы получаете разрешение опережать этот график движения на 1 минуту. Регламент точно определяет с какого момента начинается отсчет льготы — с нулевой или с первой. Во втором случае льгота наступает на 11 минуте, в первом — на 10 минуте.

УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧИ (N2)

Вы думали, на этом ваши трудности закончились? ;))). Оставьте, право, составитель трассы — законченный садист в душе. И с упоением усложняют вашу и без того тяжелую жизнь (особенно, если вы с детства ненавидели математику, физику и прочие естественные науки), устраивая ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ (ДС).

ДС — это отрезки пути внутри КВ, которые надо проезжать в ДРУГОМ РЕЖИМЕ, с ДРУГОЙ СРЕДНЕЙ СКОРОСТЬЮ, отличной от СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ движения от КВ (n) до КВ (n+1).

Рассмотрим расчет графика движения по таким ДС, как РД, РГ, РУ. Потому, что остальные ДС подразумевают "валилово".

Обычно средняя скорость на РД задается в колонке "примечания" от старта ДС. Так как финиш РД в Дорожной книге не указывается, то просчитывать надо график движения как минимум по всем позициям учитывая все смены скорости (если на РД есть длинные прогоны 5-10 и более км, желательно просчитать график движения, "разбив" эти перегоны на километровые отрезки — тогда яснее будет картина "опережения-отставания" от графика).

Средняя скорость в Дорожной книге может задаваться несколькими способами:

(1) "V=NNкм/ч"

(2) "V=ПДД" (как вариант может быть "V=100% ПДД")

(3) "V=XX%ПДД".

Это значения средней скорости, которую должен выдерживать экипаж на данном отрезке пути. Т.е., например, от позиции 1 до позиции 9, где прописано изменение скорости. Или до финиша данного ДС, если изменений скорости нет ни на дороге (тут надо внимательно смотреть на знаки, ограничивающие скоростной режим), ни в Дорожной Книге. Как только произошло изменение скорости, например, в позиции 10 Дорожной Книги, то с этой позиции до следующей, например 12, где идет очередная смена скорости, график движения рассчитывается уже исходя из новой, заданной в том или ином виде, скорости.

Итак, понуро опускаем глаза в Дорожную книгу, с тяжелым вздохом берем калькулятор, красную ручку и …. ;)

Рассмотрим подробнее три случая задания скорости на ДС и разберемся, что надо делать в каждом из этих случаев:

o Случай (1) — скорость со старта ДС "задана в явном виде". Т.е. во второй справа колонке (раздел примечания) рядом со знаком, обозначающим старт ДС, задано, например "V(дс)=65 км/ч". Все просто. Выполняете вычисления, которые я описала выше, т.е. делите расстояние из левой колонки S2(дк) (первая позиция после старта), на заданное значение средней скорости на ДС V(дс), т.е. на "65". Потом — следующее значение S3(дк) на V(дс), т.е. на 65 и так далее, если скорость не меняется. Каждый раз вы получаете время прибытия в следующую позицию начиная от старта. Приводите его к значению "часы, минуты, секунды", тем же самым способом, что и для движения от КВ до КВ, записываете эти значения рядышком с зелеными цифирьками красным цветом. Вы получили РАСЧЕТНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ на ДС по всем позициям. Такой алгоритм справедлив для случая, когда старт ДС совмещен с КВ и отсчет расстояния начинается с 0. Эта же задача может быть усложнена тем, что КВ и старт ДС являются НЕСОВМЕЩЕННЫМИ (см. определение в Регламенте). Тогда в расчете должно фигурировать пересчитанное расстояние до позиции. Оно вычисляется путем вычитания километража от КВ до старта ДС из каждого значения расстояния, записанного в левой колонке Дорожной Книги, начиная с первой после старта ДС позиции.

По тому же принципу рассчитывается график движения на РГ и РУ, только V(дс) участникам приходится вычислять самостоятельно. Для этого из Маршрутного листа берется длина РГ (РУ) и делится на норматив (временной, обычно обозначается t(дс) ), также задаваемый в Маршрутном листе для данного ДС. Для этих двух типов ДС вычисления графика движения нужно делать до финиша ДС, который обозначен в Дорожной книге..

Вернемся к расчету РД и усложним задачу, а именно введем ИЗМЕНЕНИЕ средней скорости движения на ДС. Например, в позиции m(дк) скорость V(дс) стала не 65, а 70. С того момента, как это произошло, для расчета времени прибытия в каждую следующую позицию (m+1, m+2, и т.д.), в качестве расстояния Sn(дк) необходимо брать значение ДЕЛЬТЫ между двумя последующими позициями ДК, (т.е. дельту m+1, m+2…). В результате каждый раз получаете время, за которое вы должны добраться с изменившейся средней скоростью от предыдущей позиции до следующей — t(позиции…).

РАСЧЕТ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ на ДС производится в этом случае так:

Дельта (m+1) /Vдс = t(позиции m)

Дельта (m+2)/Vдс = t(позиции m+1)

t(позиции m) + t(позиции m+1) = t m+1(прибытия в позицию m+1 СО СТАРТА ДС).

tm+1 — это время движения от старта до позиции m+1. Его записываете красной ручкой в ДК и стараетесь выдерживать по мере возможности ;))) включением "голосового привода" управления автомобилем, т.е. попросту орать пилоту "ВАЛИ!!!, ОПАЗДЫВАЕМ НА 2 СЕКУНДЫ" или "САЖАЙ!!! УЖЕ ОПЕРЕДИЛ НА ПОЛЧАСА!!!" ;))))). В соответствии с вашими указаниями, пилот или увеличивает, или уменьшает скорость, чтобы выбрать опоздание или уменьшить опережение. Вообще говоря, это занятная штука — управление машиной при помощи голоса, вы не находите? ;))))))))) Можно развлекаться так всю гонку, изводя пилота. Правда на финише, если доедете, он может сквитаться, поэтому шлем лучше оставить ;). До подведения результатов и награждения ;))))))).

o Случай (2) — скорость со старта "задана в неявном виде", например "V(дс)=ПДД". Значит надо внимательно смотреть (или надо было внимательно смотреть раньше ;)) ) по сторонам в поисках прячущихся в кустах знаков ограничения /изменения скоростного режима. Сами будете виноваты, если пролетите мимо оторвавшегося наполовину указателя начала населенного пункта "дер. Гадюкино", который предписывает вам, невзирая на свой жалкий вид, сменить скорость до положенных 60. И лучше послушаться. И уж обязательно — запомнить это требование ограничения скорости, ибо, не сделав этого, вы не знаете с какой скоростью вам начинать двигаться со старта — 90км/ч, 60 км/ч, 40, 50, 20, 5… В результате, поехав "наобум" непременно привезете опережение или опоздание на ближайший судейский пункт. И получите свою законную пенализацию. (См. и суммируй размеры пеназилаций за ПДД, опережение, опоздание и т.п. в таблице пенализации Регламента) ;))).

РАСЧЕТЫ в этом случае делаются так же, как и в усложненном варианте случая 1. Надо научиться делать вычисления быстро, чтобы можно было брать значения расстояния и скорости "с дороги", если в Дорожной Книге не указана позиция, в которой происходит смена скорости, или это "слепая позиция" (т.е. позиция, в которой не указан километраж). В таких случаях километраж берется с одометра и делится на тарировочный коэффициент "К", а значения скорости берутся с круглых знаков ограничения скорости или знаков начала /конца населенного пункта. Если не читали ПДД ;)) и не знаете, как выглядят такие знаки, то спросите пилота — он наверняка когда-то читал и, скорее всего, знает. И еще одно: составителю может прийти фантазия ВВЕСТИ ограничение скорости в чистом поле. И вам, скрепя сердце, придется ехать с той скоростью, которую он захотел там назначить.

o Случай (3) — скорость не просто "задана в неявном виде", но еще и "в % от ПДД". Т.е "V(дс)=ХХ% ПДД" Это особо изощренный вид издевательства над штурманом, предполагающий, что он :

(а) видел последний знак ограничения скоростного режима;

(б) помнит, как он выглядел и что там было написано (включая фон ;)));

(в) может быстро вычислять % соотношение;

(г) успел-таки сообщить результат вычислений пилоту до следующего поворота или дорожной развязки ;)), а не впал в ступор после п. (а) или (б) ;)))).

Если штурман сумел выполнить все перечисленные пункты, то он достоин награждения доской почета ;) и пилот просто обязан пожизненно кормить его, поить и финансировать ежегодную установку его бронзовых бюстов на исторической родине ;).

РАСЧЕТ в этом случае дополнительно осложняется вычислением той скорости, которую необходимо выдерживать, т.е. то самое процентное соотношение

Vзнака * ХХ (число процентов) / 100 = V(дс вычисленное)

Рассмотрим пример. В Дорожной Книге в позиции m написано V=70%ПДД, вы в населенном пункте, значит, максимальная скорость равна 60 км/ч. Стало быть скорость должна быть 60*70/100 = 42 км/ч .

Разобравшись с этим можно дальше продолжить вычисления и записи красной ручкой по уже описанной схеме, не забывая каждый раз смотреть, КАК ЗАДАНА СЛЕДУЮЩАЯ СМЕНА СКОРОСТИ.

Ну что, все всЁ поняли? Если нет — возвращаемся в начало. Если поняли — продолжаем погружение.

Теперь, когда стало (надеюсь ;)))))) более-менее ясно ЧТО можно сосчитать, КОГДА , ЗАЧЕМ и КАК, на что обращать внимание при расчетах, переходим к разделу

"МАЛЕНЬКИЕ ПОДЛОСТИ и БОЛЬШИЕ ГАДОСТИ, приготовленные ЗАБОТЛИВЫМИ СОСТАВИТЕЛЯМИ Дорожной Книги".

ПОДЛОСТЬ N1. Вам дают Дорожную Книгу В МОМЕНТ старта — смиритесь со своей тяжкой судьбой, потому, что ВСЕ действия п. 1.а. вам придется делать ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ. Т.е. в этом случае разумнее сообщить пилоту расстояние до следующей позиции, а то и до 2-3 позиций, описать, как они выглядят в Дорожной книге (см. предыдущую статью о том, как диктовать позиции пилоту) и положиться на его знания ПДД и внимательность к знакам, встречающимся по дороге. Пилот должен быть в этой ситуации нежен и сговорчив, потому, что раздраженный (расстроенный, растерянный) штурман может вести себя некоторое время неадекватно и даже опасно.. ;). Лучше оставить его в покое — пусть соберется с мыслями и считает. Вам же лучше будет… ;)

ПОДЛОСТЬ N2. Если при движении по маршруту вы въехали в населенный пункт, обозначенный знаком "дер. Гадюкино" , а при выезде из него (когда дома, заборы и курятники закончились) НЕ БЫЛО УКАЗАТЕЛЯ "конец населенного пункта "дер. Гадюкино"", то это означает, что ОН И НЕ ЗАКАНЧИВАЛСЯ. И, даже если вокруг уже давно нехоженые медведями поля и глухой лес, надо все равно медленно и печально соблюдать скоростной режим, предписанный предыдущим знаком "начало… дер. Гадюкино"", т.е. все те же 60 км/ч (или ХХ % от 60 км/ч и т.п.). Список подлостей зависит от извращенности ума и наличия отсутствия жалости у составителя Дорожной Книги и может быть продолжен бесконечно в рамках ПДД, толкование которого сравнимо только с толкованием законов, а, как известно количество толкований законов ограничивается только количеством юристов.

Так что — продолжение следует….

Запись опубликована в рубрике Школа Ралли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*