Ралли «Каникулы» — история соревнования.

Предисловие от автора:
Материал впервые был опубликован в журнале для нивоводов, в 2001 году.
При чтении данной статьи необходимо понимать: за 9 лет в любительском автоспорте и в законодательстве РФ произошли существенные изменения. Возросли скорости и возможности автомобилей, стала более плотной застройка областей, изменились и требования к безопасности соревнований, к участникам. И логическим продолжением того, что начиналось как "независимое" соревнование, неклассифицируемое хобби стало сотрудничество с РАФ, ФАСМО, и ДОСААФ России. Любительское ралли — это именно соревноввание, а не "подпольные гонки". И безопасность участников и окружающих — это одна из задач, которую необходимо решать в ходе проведения мероприятия. Ну и приятный "бонус" в виде спортивных званий и судейских категорий — неотъемлемая черта календарных классифицируемых соревнований.

С уважением,
Елена Форафонтова.

История этого соревнования уходит в конец апреля 2000 года, когда группа членов интернет-клуба («авторушников») очередной раз поехала в г. Рыбинск для оказания помощи детдомовским детям. Тяжелейшая дорога, сопровождавшаяся сильным снегопадом, когда уже все автомобилисты давно перешли на летнюю «резину», два дня в Рыбинске, сопровождавшиеся поездками по детским домам и раздачей закупленных на собранные авторушниками средства одежды, обуви, предметов первой необходимости,  и дорога домой.

К тому времени в жизни авторушников уже произошло одно важное событие, определившее и изменившее многое в жизни виртуального клуба – первое организованное в соответствии со спортивными требованиями любительского автоспорта ралли «Гран-При-Зима 2000». Соревнование, сделанное на голом энтузиазме, соревнование, девизом которого стало «сделано друзьями для друзей». И раллийная лихорадка бередит умы, охватывая новых и новых людей.

Итак, дорога из Рыбинска в Москву. В машине нас трое: Евгений Матвеев, автор сайта «Жизнь сетевого автоклуба», уникальный человек, на своей машине  излазивший множество дорог разной степени проходимости, зачастую в одиночестве — этакий «Зверобой» за рулем…  Леонид Форафонтов – автор трассы и концепции того самого первого спортивного «Гран-При», и я. Еще в Москве Евгений говорил о потрясающих дорогах, на которые он набрел во время своих странствий и обещал их показать. И вот, по дороге домой мы решаем вернуться не проторенными «цивилизованными» маршрутами, а новыми дорогами. В неизвестность лучше ехать в две машины, и с нами едет Алексей Гуляев.

Дороги, о которых говорил Евгений действительно красивые. Концепция соревнования складывается в почти окончательной форме уже к моменту выезда на дорогу, ведущую к Москве. Дороги захватывают воображение, мы буквально «болеем» этой трассой.

По возвращении в Москву мы начинаем искать спонсора – организацию, которая возьмет нас под свое крыло и обеспечит официальную поддержку мероприятия и первоначальную материальную поддержку на первом этапе создания трассы, так как подготовка любого мероприятия требует не только физических и умственных затрат. 

Стать таким спонсором соглашается Евгений Литвиновский – один из директоров компании Аккойл, проводившей в то время многоэтапное соревнование по слаломам. Готовящееся ралли получает рабочее название «Ралли АККОЙЛ». Евгений Литвиновский изыскивает средства и выделяет автомобиль для написания трассы соревнования. В организационный Комитет соревнования входят представители РАФ – Константин Крупников и Владимир Мозговой. К концу июля 2000 года трасса готова. Соревнование назначается на август. В это время я теряю работу, финансовое положение довольно зыбкое, все излишние расходы минимизируются или исключаются совершенно, но, единожды «заболев дорогой» мы уже не можем остановиться.

Идет процесс согласований, и дата проведения соревнования плавно смещается на сентябрь, затем на октябрь-ноябрь, на декабрь, на январь и потом приходит окончательный отказ. Компания Аккойл посчитала нецелесообразным поддержание любых спортивных мероприятий.

Трасса, которой мы жили более полугода, убирается «в сундук». В то же время бурный приток спортсменов-любителей происходит все из того же источника – это те самые члены интернет-клуба авто.ру, заболевшие раллийной лихорадкой после клубных соревнований «Гран-При Зима-2000», «СНГ-2000», «Гран-При Лето 2000», «Гран-При – Осень 2000». Любительский автоспорт постепенно выходит из того тяжелого состояния, в котором он пребывал в середине – конце 90-х годов.

Но этот процесс сопровождается жесткой борьбой двух федераций автоспорта (РАФа и ФАСТРа), которая, затронув сначала только гонщиков, постепенно начинает сказываться и на спортсменах-любителях. В ход идут требования о лишении лицензий участников и недопущении на классифицируемые гонки ФАСТР всех любителей, участвующих в календарных гонках РАФа (речь шла о соревновании «СНГ-2001»). К тому времени ставшее почти культовым соревнованием для авторушников «Гран-При авто.ру» было уже включено в календарь ФАСТР и являлось классифицируемой гонкой, участие в которой давало возможность получения спортивных разрядов.

Такое состояние дел в автоспорте приводит к тому, что у нас даже не возникает мысли предложить трассу, несмотря на ее красоту, для какого-либо календарного соревнования  в ту или иную федерацию.

Через некоторое время приходит шальная мысль – ПОЧЕМУ БЫ не провести соревнование самостоятельно, без всякой спонсорской поддержки, опираясь только на нескольких, таких же «заболевших» этими дорогами авторушников? И та взаимовыручка, которой и притягивает этот клуб, сработала. Алексей Шарапов в тесном взаимодействии с Леонидом создают Регламент соревнования, вобравший все лучшее из существовавших на тот момент Правил Соревнований, регламентирующих документов двух спортивных федераций, и написанных ранее в тесном взаимодействии с авторушниками, регламентов прошедших Гран-При. Начинается процесс согласования маршрута, даты проведения и самого мероприятия как такового, с ГИБДД и администрацией Дмитровского района.  Все переговоры блестяще проводит Сергей Кондрашин. Заручившись поддержкой администрации и направив письмо с описанием маршрута соревнования в ГИБДД Московской Области, вновь и вновь проезжаем по трассе, находя все новые и новые возможности сделать ее еще более интересной. Мы вновь «живем» ею, вынашивая почти как ребенка.

Возникают первые сложности – по настоянию администрации Дмитрова трижды меняется и, в конце концов, переносится на автодром место старта соревнования. Трасса готова.

Начинается «мозговой штурм», причина которого банальна – отсутствие денег. Бюджет соревнования – только стартовые взносы участников, массовое поступление которых произойдет за два дня до самого соревнования – на административной проверке. Но у соревнования уже есть расходная часть – печать маршрутных документов, номеров, накапотных наклеек, оплата работы судей, аренда судейского оборудования (судейские щиты, часы, рации), бензин тем ребятам, которые помогают прописывать и проезжать трассу – все это текущие расходы. Финансовые трудности вынуждают нас обращаться за помощью к тем же авторушникам – кого-то просить сдать стартовые взносы раньше административной проверки, кого-то повременить с оплатой бензина, кого-то размножить маршрутные документы. Информационную поддержку соревнования оказывает сайт и его создатель – Александр Кузнецов.

Нерешенным, тем не менее, остается самый тяжелый из тех вопросов, с которыми сталкиваются организаторы любого автоспортивного соревнования, проводимого на дорогах общего пользования – вопрос безопасности.  Обеспечить его сторонними силами (то есть силами ГИБДД ) нереально – это требует значительных денежных средств, которых нет в бюджете соревнования.

Но проблемы этим не исчерпываются. Внезапно мы получаем информацию о том, что запланированное на более ранний срок «Гран-При авто.ру – Лето 2001», на тот момент все еще календарная гонка ФАСТР, пройдет в том же районе (а, значит, возможно по тем же дорогам), что и готовящееся нами соревнование. Наше предложение организаторам «Гран-При» разрешить ситуацию и развести две трассы – нашу, написанную год назад, и готовящуюся трассу «Гран-При» не находит понимания. Провести свое соревнование раньше, чем «Гран-При» мы не успеваем. Терять свою, год вынашиваемую трассу даже по причине случайного совпадения дорог нам не хочется.

Решение приходит внезапно, как озарение: в одной из бесед с Владимиром Студеникиным (будущим Главным секретарем соревнования) вспоминается термин «Технологическая легенда». Старому термину придается новое содержание: ОТКРЫТИЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДОРОГ, по которым пройдет трасса готовящегося соревнования. Это новый для ралли третьей категории принцип, который в той ситуации позволил нам решить обе задачи –  обеспечить необходимый уровень пассивной безопасности соревнования и сохранить авторское право на найденные год назад дороги. Михаил Беляев помогает прописать Технологическую Легенду за один проезд и сохраняет при этом возможность поехать участником, ведь он видел только ту часть трассы, которая будет открыта для всех.

Технологическая Легенда, показывающая потенциальным участникам основные, наиболее опасные и интересные участки маршрута, появляется в сети на сайте  . Понимая, что этим шагом мы лишаемся некоторой части участников, а именно тех, которые поймут, что их возможностей или возможностей их машины не хватает для борьбы за призовые места, мы, тем не менее, сознательно идем на это, хотя это приведет  к сокращению и без того небольшого бюджета. Причина все в том же – возможность изучения дорог участниками, запоминание (прописывание) наиболее опасных участков и возможность тренировок для всех желающих. А все эти меры в совокупности повышают безопасность мероприятия.

Совершено неожиданно решается вопрос обеспечения судейских бригад связью – во время очередного проезда трассы, на одном из ее открытых участков мы встречаем авторушников, проводящих прописку и тренировочные заезды. Ребята приехали в три машины, две из которых перекрывают часть дороги от встречного движения, а одна отрабатывает проход в режиме соревнования. У них есть профессиональная связь и на наш робкий вопрос о возможности предоставить аппаратуру, следует уверенный ответ – будет! И Леонид Мастеров держит слово. Забегая вперед скажу, что связь во время всего соревнования была изумительной: открывающий слышал переговоры всех судейских машин, обладавших «дальнобойной» связью,  финиши имели переговорные устройства, рассчитанные на более близкую дистанцию. Это была настоящая удача.

Мизерный бюджет соревнования жестко ограничивает количество судейских бригад. Вновь встает задача совместить несовместимое – напряженные дорожные нормативы и переезды судей с одной точки в другую. Теми силами, которые имеются в нашем распоряжении и при той конфигурации трассы, которая есть, решить ее не удается: либо успевают судьи и режим движения становится ненапряженным и скучным, либо, наоборот, не успевают переставиться судейские пункты, но режимы остаются теми, которые мы хотели бы видеть – жесткими и напряженными, отражающими пожелания участников.

И вновь приходит внезапное, спонтанное решение, вызванного случайным проездом по одной из прилегающих дорог, на которую мы не заглядывали до этого из-за ее покрытия (там был асфальт, а мы искали грейдера и грунтовые дороги). Этот великолепный участок получил название «Поющие колеса» из-за звука, который издавали покрышки Ауди-кваттро,  «боевой машины» Владимира Гусева, на которой велась прописка основной Дорожной книги соревнования — они «пели» в поворотах. Интересная дорога прекрасно вписалась в уже готовую трассу, решив проблему переезда судей и сохранив жесткий режим движения для участников.

Казалось все вопросы сняты и решены.

Однако, незадолго до соревнования ФАСТР предпринимает шаг, который ставит перед нами еще одну, казалось, неразрешимую проблему. Обладая хорошей судейской линией, обученными судьями, ФАСТР, в лице г-на А. Ершова, запрещает лицензированным судьям принимать участие в судействе неклассифицируемых (то есть проводимых вне официального календаря федерации) соревнований. Основной костяк судей составляют те же авторушники и мы, зная об отсутствии календарных соревнований ФАСТР в этот период времени, полагали, что сможем пригласить их на судейство «Каникул», чтобы не сорвать соревнование из-за судейских ошибок.

В условиях цейтнота такой запрет — почти провал всего, но у нас уже нет обратной дороги: с одной стороны у нас материальные обязательства перед теми, кто сдал нам стартовые взносы, потраченные на изготовление маршрутных документов и текущие расходы по подготовке соревнования, а с другой стороны — сдаться сейчас означает нечто большее, чем просто отмена соревнования. Это означает, что и далее любительский автоспорт не выйдет из сферы влияния федераций, чья «междоусобная борьба» уже начинала негативно сказываться на нем.

И тут происходит то, на что никак не рассчитывали «регулировщики».  Возмущение авторушников настолько сильно, что они готовы расстаться со своими лицензиями. Мы получаем поддержку всех, кто так или иначе давно или недавно пришел в автоспорт. Даже те, кто не имел никакого представления о судействе, готовы приехать и выполнить те задачи, которые мы посчитаем возможным им доверить. Это начинает напоминать тот подъем, который царил при подготовке того первого спортивного «Гран-При», о котором я говорила в начале рассказа.  Совершенно незнакомые люди, прочитавшие о «летнем призыве волонтеров» готовы предоставить свои машины, потратить свое время и средства для того, чтобы соревнование состоялось. Судейские часы бесплатно предоставляют нынешние организаторы «Гран-При». Алексей Андронов обеспечивает съемку соревнования и показ сюжета на НТВ+. Изготовление накапотных наклеек и стартовых номеров полностью берет на себя Сергей Кондрашин. Ему же мы обязаны помощью в печати и переплете Дорожных книг.

И соревнование состоялось. Мы смогли сформировать бригады таким образом, что на самых сложных, ответственных и интересных участках были расставлены опытные судейские кадры, а там, где задачи были проще – новичков, не имеющих опыта судейства. Но в соседней машине всегда находился на связи опытный судья, который мог быстро решить возникающие вопросы, дать консультацию. Все проблемы, возникавшие в ходе соревнования, решались быстро, включая починку сломавшейся машины закрывающего просто «на дороге» силами судейской бригады «нивоводов»,  едущих на очередной судейский пункт.

Как нам кажется, мы достигли главного – сумели сделать ралли независимо от федераций и провести его на высоком уровне. Сумели сделать его интересным и напряженным, а это понравилось участникам. Подведение итогов также не вызвало протестов со стороны участников, поскольку решение единственного спорного момента, возникшего в результате типографской ошибки, удовлетворило все категории участников.

Проделанная нами работа показала, что для проведения неклассифицируемых спортивных соревнований, уровень сложности и организации которых не уступает календарным соревнованиям, не обязательна поддержка автоспортивных федераций. А накопленный в ходе подготовки летних «Каникул» опыт и сложившаяся команда единомышленников позволили задуматься о том, чтобы сделать его традиционным и проводить несколько раз в год. Ведь зимние, весенние и осенние дороги интереснее и сложнее, чем летние. Так родилась идея следующего соревнования – «Каникулы – Зима 2002», которое состоится 26 января 2002 года.

Запись опубликована в рубрике Как все начиналось. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*