1. Введение
Как уже отмечалось, в любительском ралли (в отличие от боевого), весь смысл которого заключается в точном соблюдении режима движения, на первый план выходит точность определения экипажем пройденной дистанции и быстрота и правильность расчетов.
На самом деле перед штурманом стоит две задачи (помимо непосредственного указания пилоту направления движения) – точное определения пройденного расстояния и вычисление времени прохождения этой дистанции, что особенно важно на РД. Таким образом штурманское оборудование можно разделить на два класса – для решения первой или второй задачи.
Простейшим и самым распространенным прибором первого класса является штатный одометр автомобиля.
А для решения второй задачи раньше единственным "оружием" штурмана была так называемая "черная книга" – сборник таблиц, определяющих зависимость между дистанцией и временем ее прохождения с заданной скоростью.
С развитием вычислительной техники ее плоды стали применяться и в ралли и появились приборы, позволяющие решать обе задачи одновременно.
Далее рассмотрим все приборы, доступные в настоящее время для использования в любительском ралли.
2. Специализированные штурманские приборы
Существуют приборы, решающие только первую задачу – точное определение дистанции. К ним относятся различное оборудование, используемое в боевом ралли – от доисторического отечественного прибора "Штурман-молния" до продукции ведущих западных фирм, наиболее широко из которых на нашем рынке представлена фирма "Terratrip" (три модели стоимостью в Москве от 300 DM до 550 DM). В их топовой модели "Terratrip-303" есть два независимых счетчика дистанции, тарировка, обратный отсчет, непосредственный ввод позиции, подсветка. В качестве источника информации используется либо датчик на колесо (70 DM), либо датчик на спидометр (тоже 70 DM). В качестве дополнительного оборудования можно приобрести ножной обнулитель (70 DM) или выносной пульт управления (70-90 DM в зависимости от модели прибора).
Серийные штурманские приборы, решающие обе задачи, то есть разработанные специально для использование в любительских ралли также существуют. К ним, например, можно отнести продукцию компании "ALFA Rally Computers". На российском рынке такое оборудование не представлено — слишком мал спрос при весьма высокой цене (до 600 долларов в США). Но в Москве возможно приобретение приборов данного типа, изготавливаемого на заказ частными лицами. Цена и функции такого прибора варьируется, но типичное такое устройство имеет два независимых счетчика дистанции, одну или две независимых тарировок (например, на разные типы резины) и функцию "РД", которая позволяет вводить в реальном времени изменения средней скорости и показывает текущее отклонение от норматива, и его цена колеблется в пределах 100-200 долларов. Более сложные приборы могут, например, позволять введение заранее всей легенды. В свое время такой прибор использовал и выигрывал почти все ралли, в которых участвовал, Алексей Медведев, а вплоть до настоящего времени с ним успешно выступает Дмитрий Иванов.
3. Велокомпьютеры
С появлением на нашем рынке импортных велосипедов появилось и множество аксессуаров для них. Одними из них оказались специальные велокомпьютеры, позволяющие велосипедисту оценивать свою скорость, пробег и другие величины. Но, как оказалось, с не меньшим успехом их можно использовать и на автомобиле в любительском ралли. Их несомненным достоинством является возможность тарировки, а значит не нужно постоянно пересчитывать показания одометра. Впервые велокомпьютер в ралли применил Игорь Кузнецов в 1996 году, а начало массового их использования связано с появлением в 1998 году в любительских ралли авторушников (посетителей веб-конференций сервера www.auto.ru). На московском рынке представлена продукция различных фирм, но многие из велокомпьютеров обладают досадной проблемой, затрудняющей их использование именно в автомобиле – ограничение по максимальной скорости (100-120 км/ч для разных моделей). Для велосипеда это является несущественным из-за недостижимости таких скоростей, а в автомобиле нарушает нормальную работу, так как после преодоления этой скорости происходит обнуление показаний. Коллективный опыт подсказал, что всеми необходимыми возможностями обладает продукция фирмы "Sigma Sport" (стоимость 350 – 650 рублей). Для применения в любительском ралли лучше использовать модели "700" и старше. Они имеют следующие функции: тарировку, счетчик пройденной дистанции (в модели "1200" – два независимых), мгновенную скорость, среднюю скорость, время нахождения в движении, подсветку (в модели "1200").
Возможно использование велокомпьютеров двумя способами. Первый – только для решения первой задачи штурмана – точного определения пройденной дистанции. В этом случае он служит просто заменителем одометра автомобиля.
Но с помощью велокомпьютера в принципе можно ездить и РД (то есть решать и вторую задачу) – для этого на каждой смене скорости необходимо обнулять прибор и выдерживать среднюю скорость на каждом участке постоянной средней скорости. Возможно использование двух велокомпьютеров – один для определения дистанции и обнуляется на каждом КВ, второй для РД.
При таком применении велокомпьютера становятся отчетливо видны его недостатки – по непонятным причинам все велокомпьютеры считают среднюю скорость только при движении, то есть при использовании на РД останавливаться нельзя – иначе показания становятся неверными. Вторым недостатком является медленная реакция на обнуление показаний – в среднем 3-5 секунд.
Таким образом, необходимо учитывать, что езда РД "в ноль" с велокомпьютером практически невозможна.
Возможны несколько способов подключения велокомпьютера. Самым простым является использование штатного геркона, который крепится на колесе автомобиля (желательно не на ведущем, чтобы исключить влияние пробуксовки). Лично я считаю, что этого вполне достаточно.
Другим способом является использование вместо геркона датчика Холла. Сторонники этого способа указывают на недостаточную точность и надежность геркона. В этом случае необходимо изготовление схемы согласования. Пример такого подключения (причем данная схема позволяет в дальнейшем подключить и ноутбук) смотрите по ссылке (автор: Harold).
Автор: Питон 08
Штатный датчик отличается глюкавостью на больших скоростях, поэтому лучше поставить датчик Холла на задний тормозной щит, а на барабан — полоску металла. Схема согласования: питание — пятивольтовая кренка, ей питаются микросхемы и датчик Холла, с выхода ДХ через 2 кОм на +5, далее триггер Шмидта (155 или 555 или типа них), я еще проинвертировал два раза для нормальных фронтов.
4. Ноутбуки
Появление портативных компьютеров не осталось незамеченным и в любительском ралли. Обладая всеми возможностями вышеупомянутых приборов, они обладают значительно большей гибкостью и функциональной насыщенностью.
Использование ноутбуков может быть различным. В простейшем варианте они являются заменителем "черной книги", штурману необходимо лишь вводить дистанцию, а компьютер сам вычисляет, например, время прохождения любой позиции на дорожном секторе или текущее отклонение от норматива на РД.
При подключении же какого-либо источника информации о пройденной дистанции компьютер становится универсальным прибором, позволяющим решать любые задачи, стоящие перед штурманом, вплоть до ввода и просчета всей легенды.
Пионером полноценного использования ноутбука в ралли стал Игорь Кузнецов, который является победителем большинства любительских ралли за последние 3 года.
В качестве источника информации используется либо датчик на колесо, либо датчик на коробку передач, устанавливаемый параллельно со штатным.
К недостаткам ноутбука можно отнести проблемы с питанием, неудобство его размещения в автомобиле из-за громоздкости, необходимость изготовления схемы согласования, ну и, наконец, написание программы обработки и анализа информации.
Время не стоит на месте и сейчас для всех желающих предлагается несколько вариантов штурманских программ — наиболее сложного элемента штурманского программно-технического комплекса на основе ноутбука.
Более подробно об этом здесь.
Опубликовано на